Главная » Файлы » Работа КГ » КОЗ

Требования к КОЗ
17.09.2011, 16:59

Требования к содержанию КОЗ:

·        Сложность источника (полагание на несколько источников)

·        Характер взаимоотношений источников информации, заданный формулировкой задания (совпадение информации, содержащейся в одном источнике, с информацией, которая содержится в другом источнике, пересечение одной и другой информации, противоречие, противопоставление одной информации другой). Принимать осознанное решение на основе критического осмысления информации.

·        Тип информации (прямая, косвенная)

·        Интеграция

·        Социализация

Структура компетентностно-ориентированного задания (КОЗ):

1.      Постановка проблемы, цели (погружаение в проблему,  мотивация на его выполнение, желательна связь с практикой).

2.      Указание на действие внутри проблемы (формулировка задания):

·        Текст задания должен начинаться с глагола

·        В тексте задания указано ЧТО делать и есть указание на то, КАК делать (в зависимости от уровня)

3.      Указание на конкретные источники информации (в задании представлена информация, необходимая для решения данной задачи )

4.      Указание на конечный результат (в задании дана форма представления результатов выполнения КОЗ)

 

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчинена тому, что это задание должно организовать деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

 

Примеры:

1.      Постановка проблемы, цели

Введение в проблему – при изучении учащимися трех источников о вреде наркотиков, они смогут:   1. перечислить не менее 5 пунктов, почему мы говорим о  данных веществах;   2. указать в полученном списке веществ те из них, которые  приносят вред или вред не причиняют;  3. суммировать в письменной форме свое отношение к  данной проблеме;

К концу изучения темы учащиеся смогут : 1. указать в предложенных текстах не менее 7  правил как вести себя в гостях;       2. привести не менее 3 аргументов в пользу утилизации бытовых отходов;   3. создать стихотворное произведение с использованием не менее 2х выразительных средств языка.

 

2.      Указание на действие внутри проблемы

Формулировка задания – что именно сможет сделать обучаемый – глаголы для постановки целей: варьировать, видоизменить, модифицировать, поставить вопрос, систематизировать, упростить, выделить, выразить в словесной форме, записать, обозначить, подчеркнуть, продекламировать, произнести, прочитать, разделить на составные части, пересказать, выразить мысль, заполнить таблицу, высказать согласие (несогласие), ответить, поблагодарить и т.д. – то есть, здесь идет цель: что именно должен продемонстрировать ребенок, чтобы учитель счел его компетентным). Глаголов,  должно быть достаточно для того, чтобы дети смогли показать то, что требует  учитель.

            Например: Рассмотрите таблицу, содержащую формулы, названия и некоторые характеристики наиболее часто применяемых в промышленности и в быту неорганических кислот. Предложите 4 разных основания для разделения кислот на группы и запишите, какие группы образуются при классификации по каждому из предложенных вами оснований.

Под цели ставим задачи ( это что должен сделать учитель, чтобы ребенок стал компетентным) -  организовать работу по поиску, сравнению и выбору необходимой информации;   ввести понятие … (олицетворение, метафора, гипербола);   организовать исследование, деятельность (например: Научить анализировать стихотворения, опираясь на изобразительно - выразительные средства языка).

3.      Указание на конкретные источники информации

Информация, необходимая для решения задачи – то есть,  при каких условиях ребенок сможет это выполнить (например, учащимся дан текст о слонах, африканском и индийском,  для сравнения места обитания,  питания,  роста, веса, средней  продолжительности  жизни и т.д.,    в полученном списке выбери подходящие параметры для выполнения задания – начало и конец тренировки, а также продолжительность тренировки спортсменов,    изучив три стихотворения, узнай небылицу,  пользуясь словарем, книгой, таблицей и т.д., выясни значение терминов или понятий)

 

4.      Указание на конечный результат

Форма представления результатов – (критерии) – конкретно что, сколько и как должен ребенок указать, в какой форме)

 

Оценивание результатов КОЗ: используется несколько  вариантов:

1. Ключ (то есть тест: прочитать и выбрать; соотнести картинки с текстами; верно-неверно и др.). Ключ – это чаще всего для первого уровня.

Ключ – это четко зафиксированный правильный ответ,  эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа.

2. Модельный ответ (это примерный ответ, с которым учитель может сравнивать ответ ученика: если близко к нему, то ставится высокий балл, чем дальше от него, тем ниже балл). В основном, предназначен для оценивания заданий открытого типа. Это перечень вероятных верных и частично верных ответов.

3. Критерии оценивания  (за что и в каких пределах начисляются  баллы, критерии разрабатываются вместе с учебным заданием. Нужно как можно четче прописывать критерии, то есть, не просто составить презентацию, а конкретно, сколько слайдов и каких). Существует единая шкала критериев оценки устных ответов обучающихся и  развернутых письменных заданий открытого типа, а также специфическая шкала оценки.

4. Наблюдение - способ оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания. Учитель или учащиеся наблюдают, как работает ученик, какой вклад он вносит в процесс работы над заданием, если работа ведется в группе.

 

Как узнать компетентностно-ориентированное задание? Очень просто!

·         Во-первых, это деятельностное задание;

  • Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
  • В третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале (чтобы ученики не задавали вопроса, зачем мне это нужно?)
  • В-четвёртых, его структура задаётся требованиями к КОЗ.

Самое главное требование – это чтобы задание было понято однозначно! Если Вы сформулировали задание, и не возникло ни одного вопроса на уточнение – значит, задание сформулировано очень грамотно!!!   Громоздкие условия не настраивают учащегося на выполнение задания, а отвлекают от него.

Помните:

-  объемы текстов должны быть разумными

-  учитывайте возрастные особенности учащихся

-  запрет на использование однотипных заданий

-  запрет на НЕ в формулировке задания

-  запрет на использование в источниках программного материала (многие учителя, давая детям задания типа реферата, дают определенную литературу, делают даже закладки в книгах, составляют с учеником план. Работая с текстом учебника, ученик видит все выделенные понятия и термины. Вывод тоже в учебнике найти не так сложно. Как правило, он  дан в конце параграфа жирным шрифтом). Компетентностные задания заставляют окунуть ученика в новую, незнакомую ситуацию. Наша задача – помочь ему не потеряться, почувствовать себя уверенно в таких новых для него условиях.

 

Применение компетентностно - ориентированных заданий на уроке

означает моделирование образовательных ситуаций для освоения и осуществления деятельности на основе:

-       использования дополнительных возможностей изучаемого материала;

-       адекватных способов организации изучения традиционного программного материала.

 

Для применения на уроке компетентностно - ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала:

-       прикладной характер содержания темы (как можно использовать навыки работы с тканью или бумагой при изготовлении новогодних сувениров или расчет стоимости изготовленного сувенира на уроке трудового обучения, как на уроке у Лауто О.А.)

-       содержание, включающее в себя оценку явлений и событий; различные концепции; различные толкования причин и следствий, другие противоречивые сведения или позиции, допускающие различное толкование; (например, при изучении исторического материала - причины начала военных действий могут толковаться по-разному,  или какие действия необходимо предпринять для выхода из всемирного кризиса)

-       материал, имеющий существенное значение для местного сообщества, связанный с широко обсуждаемыми в обществе вопросами (например, проблемы экологии, вопросы международных  отношений и т.п.);

-       содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях); (изучение горизонта и определение сторон горизонта, наблюдение над сезонными изменениями в природе, проращивание семян в домашних условиях и непосредственное наблюдение за этим процессом)

-       материал, работа с которым допускает выход за пределы школы, его изучение на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры; (история города, предприятия, школы, принципы работы предприятий и организаций  и т.д.)

-       содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков (от умения решать квадратные уравнения или использовать формулы вежливости в высказывании на иностранном языке до умения метать гранату на дальность или точность или выполнять запошивочный шов);

-       содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) – досуговой, организационной и т.п. деятельности; (вред курения и наркомании – представление информации на классных часах для учащихся других параллелей)

-       содержание программы, представляющее собой рассмотрение частных случаев, проявления некоторых общих изучаемых закономерностей и т.п. ( например, обсуждение на форуме в сети Интернет  вопроса, почему необходимо изучать математику в школе)

Использование компетентностно - ориентированных заданий  позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, изменить позицию и характер деятельности учителя, изменить характера взаимоотношений между учителем и учеником

Категория: КОЗ | Добавил: lis-tvp
Просмотров: 1447 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: