Главная » Файлы » Работа КГ » КОЗ |
17.09.2011, 16:59 | |
Требования
к содержанию КОЗ: · Сложность источника (полагание на несколько источников) · Характер взаимоотношений источников информации, заданный формулировкой задания (совпадение информации, содержащейся в одном источнике, с информацией, которая содержится в другом источнике, пересечение одной и другой информации, противоречие, противопоставление одной информации другой). Принимать осознанное решение на основе критического осмысления информации. · Тип информации (прямая, косвенная) · Интеграция · Социализация Структура компетентностно-ориентированного задания (КОЗ): 1. Постановка проблемы, цели (погружаение в проблему, мотивация на его выполнение, желательна связь с практикой). 2. Указание на действие внутри проблемы (формулировка задания): · Текст задания должен начинаться с глагола · В тексте задания указано ЧТО делать и есть указание на то, КАК делать (в зависимости от уровня) 3. Указание на конкретные источники информации (в задании представлена информация, необходимая для решения данной задачи ) 4. Указание на конечный результат (в задании дана форма представления результатов выполнения КОЗ) Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчинена тому, что это задание должно организовать деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Примеры: 1. Постановка
проблемы, цели Введение в проблему – при изучении учащимися трех источников о вреде наркотиков, они смогут: 1. перечислить не менее 5 пунктов, почему мы говорим о данных веществах; 2. указать в полученном списке веществ те из них, которые приносят вред или вред не причиняют; 3. суммировать в письменной форме свое отношение к данной проблеме; К концу изучения темы учащиеся смогут : 1. указать в предложенных текстах не менее 7 правил как вести себя в гостях; 2. привести не менее 3 аргументов в пользу утилизации бытовых отходов; 3. создать стихотворное произведение с использованием не менее 2х выразительных средств языка. 2. Указание
на действие внутри проблемы Формулировка задания – что именно сможет сделать обучаемый – глаголы для постановки целей: варьировать, видоизменить, модифицировать, поставить вопрос, систематизировать, упростить, выделить, выразить в словесной форме, записать, обозначить, подчеркнуть, продекламировать, произнести, прочитать, разделить на составные части, пересказать, выразить мысль, заполнить таблицу, высказать согласие (несогласие), ответить, поблагодарить и т.д. – то есть, здесь идет цель: что именно должен продемонстрировать ребенок, чтобы учитель счел его компетентным). Глаголов, должно быть достаточно для того, чтобы дети смогли показать то, что требует учитель. Например: Рассмотрите таблицу,
содержащую формулы, названия и некоторые характеристики наиболее часто
применяемых в промышленности и в быту неорганических кислот. Предложите
4 разных основания для разделения кислот на группы и запишите, какие
группы образуются при классификации по каждому из предложенных вами оснований. Под цели ставим задачи ( это что должен сделать учитель, чтобы ребенок стал компетентным) - организовать работу по поиску, сравнению и выбору необходимой информации; ввести понятие … (олицетворение, метафора, гипербола); организовать исследование, деятельность (например: Научить анализировать стихотворения, опираясь на изобразительно - выразительные средства языка). 3. Указание
на конкретные источники информации Информация, необходимая для решения задачи – то есть, при каких условиях ребенок сможет это выполнить (например, учащимся дан текст о слонах, африканском и индийском, для сравнения места обитания, питания, роста, веса, средней продолжительности жизни и т.д., в полученном списке выбери подходящие параметры для выполнения задания – начало и конец тренировки, а также продолжительность тренировки спортсменов, изучив три стихотворения, узнай небылицу, пользуясь словарем, книгой, таблицей и т.д., выясни значение терминов или понятий) 4. Указание
на конечный результат Форма представления результатов – (критерии) – конкретно что, сколько и как должен ребенок указать, в какой форме) Оценивание результатов КОЗ: используется несколько вариантов: 1. Ключ (то есть тест: прочитать и выбрать; соотнести картинки с текстами; верно-неверно и др.). Ключ – это чаще всего для первого уровня. Ключ – это четко зафиксированный правильный ответ, эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа. 2. Модельный ответ (это примерный ответ, с которым учитель может сравнивать ответ ученика: если близко к нему, то ставится высокий балл, чем дальше от него, тем ниже балл). В основном, предназначен для оценивания заданий открытого типа. Это перечень вероятных верных и частично верных ответов. 3. Критерии
оценивания (за что и в каких
пределах начисляются баллы, критерии
разрабатываются вместе с учебным заданием. Нужно как можно четче прописывать
критерии, то есть, не просто составить презентацию, а конкретно, сколько
слайдов и каких). Существует единая
шкала критериев оценки устных ответов обучающихся и развернутых письменных заданий
открытого типа, а также специфическая
шкала оценки. 4. Наблюдение - способ оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания. Учитель или учащиеся наблюдают, как работает ученик, какой вклад он вносит в процесс работы над заданием, если работа ведется в группе. Как узнать компетентностно-ориентированное задание? Очень
просто! ·
Во-первых, это деятельностное
задание;
Самое главное требование – это
чтобы задание было понято однозначно! Если Вы сформулировали задание, и не
возникло ни одного вопроса на уточнение – значит, задание сформулировано очень
грамотно!!! Громоздкие условия не
настраивают учащегося на выполнение задания, а отвлекают от него. Помните: - объемы текстов должны быть разумными - учитывайте возрастные особенности учащихся - запрет на использование однотипных заданий - запрет на НЕ в формулировке задания - запрет на использование в источниках программного
материала (многие учителя, давая детям задания типа реферата, дают определенную
литературу, делают даже закладки в книгах, составляют с учеником план. Работая
с текстом учебника, ученик видит все выделенные понятия и термины. Вывод тоже в
учебнике найти не так сложно. Как правило, он
дан в конце параграфа жирным шрифтом). Компетентностные задания
заставляют окунуть ученика в новую, незнакомую ситуацию. Наша задача – помочь
ему не потеряться, почувствовать себя уверенно в таких новых для него условиях.
Применение компетентностно - ориентированных заданий на уроке означает моделирование образовательных ситуаций для освоения и осуществления деятельности на основе: - использования дополнительных возможностей изучаемого материала; - адекватных способов организации изучения традиционного программного материала. Для применения на уроке компетентностно - ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала: - прикладной характер содержания темы (как можно использовать навыки работы с тканью или бумагой при изготовлении новогодних сувениров или расчет стоимости изготовленного сувенира на уроке трудового обучения, как на уроке у Лауто О.А.) - содержание, включающее в себя оценку явлений и событий; различные концепции; различные толкования причин и следствий, другие противоречивые сведения или позиции, допускающие различное толкование; (например, при изучении исторического материала - причины начала военных действий могут толковаться по-разному, или какие действия необходимо предпринять для выхода из всемирного кризиса) - материал,
имеющий существенное значение для местного сообщества, связанный с широко
обсуждаемыми в обществе вопросами (например,
проблемы экологии, вопросы международных отношений и т.п.); - содержание
программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными
непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях); (изучение горизонта и определение сторон
горизонта, наблюдение над сезонными изменениями в природе, проращивание семян в
домашних условиях и непосредственное наблюдение за этим процессом) - материал, работа с которым допускает выход за пределы школы, его изучение на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры; (история города, предприятия, школы, принципы работы предприятий и организаций и т.д.) - содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков (от умения решать квадратные уравнения или использовать формулы вежливости в высказывании на иностранном языке до умения метать гранату на дальность или точность или выполнять запошивочный шов); - содержание
учебного материала, которое может найти применение в воспитательной
(внеучебной) – досуговой, организационной и т.п. деятельности; (вред курения и наркомании – представление
информации на классных часах для учащихся других параллелей) - содержание
программы, представляющее собой рассмотрение частных случаев, проявления
некоторых общих изучаемых закономерностей и т.п. ( например, обсуждение на форуме в сети Интернет вопроса, почему необходимо изучать математику
в школе) Использование компетентностно -
ориентированных заданий позволяет
активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер
его работы, изменить позицию и характер деятельности учителя, изменить
характера взаимоотношений между учителем и учеником | |
Просмотров: 1447 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |