Главная » Файлы » Школьный компонент РУП » Речевые секреты

Содержание курса
25.09.2011, 14:02

Требования к уровню усвоения учебного материала

 

         Знать и понимать:

Ø     основные качества  речи: правильность, точность, богатство, выразительность.

Ø     разновидности речи: монолог, диалог

Ø     выразительное чтение, интонация

Ø     лексическое значение слов

Ø     прямое и переносное значение слов

Ø     иностранные заимствования, новые слова

Ø     речевой этикет

Ø     стили речи

Ø     типы текста

Ø     связь между предложениями в тексте

Ø     композиция текста

Ø     виды связи предложений

 Уметь:

Ø     совершенствовать свою  речь, работать  над распространенными  речевыми ошибками.

Ø     составлять текст - монолог и текст-диалог

Ø      драматическая импровизация

Ø     определять значение слов с помощью толкового словаря

Ø     выделять в тексте тропы, крылатые слова, определять значение и назначение, правильно и уместно употреблять их в речи

Ø     определять стиль речи

Ø     пользоваться толковым словарём

Ø     определять стилистическую принадлежность текстов

Ø     составлять художественное описание

Ø     конструировать текст

Ø     определять элементы композиции

Ø     восстанавливать деформированный текст.

Содержание курса.

       I.            Речь. Техника  и выразительность речи.

Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидности речи. Умение составлять текст – диалог, правильно оформлять их на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение. Интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения: определять сверхзадачу чтения, «оживить» в своём воображении действительность, отображенную в произведении, выбрать средства для исполнения данного текста. Умение импровизировать: выразительно читать один и тот же текст с разной сверхзадачей.

 

   II.             Слово

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря, отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки и афоризмы. Умение выделять в тексте тропы, крылатые слова, определять их эмоциональную окраску, значение и назначение, правильно и уместно употреблять их в речи.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова. Определять стиль речи с учётом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарём.

Речевой этикет: формы обращения.

 

 

III.            Предложения и словосочетания.

     Предложение. Простое и сложное предложение. Практическое знакомство      со сложносочинёнными  и сложноподчиненными предложением (без сообщения терминов). Предложение со сравнительным оборотом.

Умение выделять компоненты сложного предложения,  разбирать по членам каждый компонент. Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно  употребленные слова. Распространять предложение и так далее.

Умение составлять простое, сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно - следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложение разных типов.

            IV.       Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

         Стили речи: разговорный, книжный (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность  текстов, составлять текст  в заданном стиле.

         Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности; контаминированный текст. Соотношения типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание животного в научно-публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

         Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умения определять средства связи  предложений в тексте. Временная соотнесённость глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое грамматическое редактирование. Умение преобразовать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

         Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание элементов композиции и средств межфразовой связи. 

Категория: Речевые секреты | Добавил: lis-tvp
Просмотров: 769 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: