Главная » Файлы » Школьный компонент РУП » Речевые секреты |
25.09.2011, 14:02 | |
Требования к уровню усвоения учебного
материала Знать и понимать: Ø основные качества речи: правильность, точность, богатство,
выразительность. Ø разновидности речи: монолог, диалог Ø выразительное чтение, интонация Ø лексическое значение слов Ø прямое и переносное значение слов Ø иностранные заимствования, новые слова Ø речевой этикет Ø стили речи Ø типы текста Ø связь между предложениями в тексте Ø композиция текста Ø виды связи предложений Ø совершенствовать свою речь, работать
над распространенными речевыми
ошибками. Ø составлять текст - монолог и текст-диалог Ø драматическая импровизация Ø определять значение слов с помощью толкового словаря Ø выделять в тексте тропы, крылатые слова, определять
значение и назначение, правильно и уместно употреблять их в речи Ø определять стиль речи Ø пользоваться толковым словарём Ø определять стилистическую принадлежность текстов Ø составлять художественное описание Ø конструировать текст Ø определять элементы композиции Ø восстанавливать деформированный текст. Содержание курса. Речь. Культура речи. Основные качества
речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение
совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее
распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Монолог и диалог как разновидности
речи. Умение составлять текст – диалог, правильно оформлять их на письме.
Драматические импровизации. Выразительное чтение. Интонация. Умение самостоятельно
подготовиться к выразительному чтению произведения: определять сверхзадачу
чтения, «оживить» в своём воображении действительность, отображенную в
произведении, выбрать средства для исполнения данного текста. Умение
импровизировать: выразительно читать один и тот же текст с разной сверхзадачей.
II.
Слово Лексическое значение слова. Многозначные
слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и
омонимов с помощью толкового словаря, отличать многозначные слова от омонимов. Прямое и переносное значение слова.
Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, сравнительная
характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки и афоризмы.
Умение выделять в тексте тропы, крылатые слова, определять их эмоциональную
окраску, значение и назначение, правильно и уместно употреблять их в речи. Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. Умение выделять в тексте стилистически
окрашенные слова. Определять стиль речи с учётом лексических особенностей
текста. Лингвистические словари. Умение
пользоваться толковым словарём. Речевой этикет: формы обращения. III.
Предложения и словосочетания.
Предложение. Простое и сложное предложение. Практическое знакомство со сложносочинёнными и сложноподчиненными предложением (без
сообщения терминов). Предложение со сравнительным оборотом. Умение выделять компоненты сложного
предложения, разбирать по членам каждый
компонент. Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять
порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова. Распространять
предложение и так далее. Умение составлять простое,
сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной,
изъяснительной, причинно - следственной, сравнительной связью. Умение
интонационно правильно читать (произносить) предложение разных типов. Текст. Тема, микротема, основная мысль
текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный,
цитатный, картинный, мимический). Стили
речи: разговорный, книжный (научный, публицистический, деловой),
художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы
текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности;
контаминированный текст. Соотношения типа текста и стиля речи. Умение
составлять художественное описание животного в научно-публицистическом стиле,
художественное повествование с элементами описания. Связь
между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические,
тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умения определять
средства связи предложений в тексте.
Временная соотнесённость глаголов. Использование глагольного времени в
переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме,
проводить лексическое грамматическое редактирование. Умение преобразовать текст
с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. Композиция
текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять
элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной
структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание
элементов композиции и средств межфразовой связи. | |
Просмотров: 769 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |